Особенности диагностики детей с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки)

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.

Адаптация слабовидящих детей: как повлиять?

Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.

Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени. Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.

Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикиза их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?

Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития, а также признаки вербализма у детей старшего возраста.

Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности.

Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых. Многие из них нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях.

Это помогает детям справиться с нерешительностью и преодолеть скованность.

Различия слабовидящих детей

Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:

  • утомляемости;Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики
  • скорости усвоения информации;
  • работоспособности и пр.

Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения.

При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития.

В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.

Возникают у таких Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикидетей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Из-за недостатка опыта общения и ограниченной подвижности дети с нарушениями зрения имеют сложности с «языком тела» – пантомимикой: они плохо умеют пользоваться крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей. В результате у них не всегда получается наладить контакт.

Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением

В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.

Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны.

По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикиучреждения.

Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:

  1. Предлагается выявить закономерность.
  2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
  3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
  4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
  5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.

Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.

Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей

Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикипроще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.

Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения.

К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.

Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.

Вот перечень признаков, которые характерны для Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикиучеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:

  • неспособность к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными факторами;
  • неспособность к построению отношений с учителями и одноклассниками;
  • неадекватное поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
  • состояние подавленности и даже депрессии;
  • страх на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.

На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.

О роли взрослых в жизни слабовидящих детей

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании.

В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикиравноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.

Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностикидетей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Читайте также:  Строение мышц глазного яблока - характеристика и функции

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Влияние нарушений зрения на психику подростков

Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.

Особенности личности подростков с нарушениями зрения

На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах.

Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики

  • излишней импульсивностью;
  • консерватизмом, граничащим с настороженностью;
  • тревожностью.

Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе.

Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.

  • Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.
  • Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.
  • В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.
  • Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.
  • Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.
  • Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.

Особенности психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1 Родин М.В. 1Дрягалова Е.А. 1 1 ФГОБОУ ВПО «Нижегородский Государственный архитектурно-строительный университет» Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика психического состояния и личностного развития детей.

Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало.

Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от педагога-психолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

психологическое обследование 1. Костюк, Г.С.

Акуальные вопросы обучения и развития младшего школьника. / Г.С. Костюк // Обучение и развитие младших школьников. – Киев: 1970. – 3-6 с.2. Крылова, А.А. Структурирование самовосприятия младших школьников / А.А. Крылова, Н.Е. Подгайский // Международный научно-практический форум «Великие реки 2004». Генеральные доклады, Тезисы докладов. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2004. – 567 с.3. Кулагина, И.Ю.

Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет /Ун-т Рос. акад. образования / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 175 с.4. Леви, В.Л. Нестандартный ребенок / В.Л. Леви. — СПб.: Питер, 1993. — 251 с.5. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии / А. Г. Литвак. – СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,1995. – 201 с.6. Лубовский, В.И.

Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 226 с.7. Ольхина, Е.А. Современные аспекты формирования социально-психологической компетентности у слабовидящих школьников / Е.А. Ольхина // Современные тенденции развития системы специального образования. – Н. Новгород: НГТУ, 2005. – 102 с.

Введение

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная диагностика психического состояния и личностного развития детей.

Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.

В свете вышесказанного среди различных направлений деятельности педагога-психолога в рамках образовательного процесса наши усилия в экспериментальной части исследования направлены на разработку и апробацию диагностической модели для слабовидящих детей младшего школьного возраста с целью изучения уровня их психического и личностного развития, а также на коррекцию выявленных отклонений в развитии.

Целью настоящего исследования является определение места психологической диагностики детей с нарушениями зрения в комплексной системе психолого-педагогической работы в рамках образовательного процесса.

Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов [2].

Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребёнок [1].

При обследовании важно выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности ребенка в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это достигается предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе их выполнения.

Психологическое обследование детей с нарушениями зрения осуществляется на основе разработанной педагогами-психологами теории с учетом основных закономерностей нормального развития [8].

В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального  ребенка прослеживаются и у этих детей.

К ним относятся: определенная последовательность стадий развития психики; наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; последовательность развития психических процессов; роль деятельности в психическом развитии, речи — в формировании высших психических процессов; ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский) [7].

Л.С. Выготский, изучая закономерности психического развития детей при различных типах аномалий, выделил общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений.

Он отметил, что причины, вызывающие аномалии, ведут к возникновению основного нарушения в психической деятельности, которое определяется как первичное, и, как следствие, — к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных, третичных и т.д. нарушений психической деятельности.

Им также была выделена закономерность, общая для всех детей с недостатками развития, а именно: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром.

Общие закономерности, характерные для развития всех категорий детей с аномалиями, выражаются также в особенностях речевого общения и двигательных нарушениях, проявляющихся в разных формах в зависимости от типа аномалии. В.И. Лубовский и Ж.И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми от внешнего мира [9].

Роль педагога-психолога, проводящего обследования детей в эти периоды, состоит в подготовке детей к переменам в их жизни и в создании вместе с воспитателями и учителями установки на преодоление трудностей и возможности их избежать или преодолеть.

Существуют общие психологические требования, предъявляемые к организации и проведению обследования детей с нарушениями развития.

К ним относятся: предварительное знакомство с историей развития, наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в группе, на занятиях, в часы досуга.

Особое значение придается установлению контакта с ребёнком, организации места проведения исследования, выбору методик, соответствующих его цели.

Читайте также:  Особенности выведение татуажа лазером - как удалить перманентный макияж глаз

К особым, специфическим, требованиям следует отнести следующие:

  • соответствующая освещенность (общая освещенность помещения должна составлять 1000 лк, на рабочем столе ребенка — 400-500 лк);
  • ограничение непрерывной зрительной нагрузки (5 — 10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15 — 20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте); режим зрительной работы устанавливается офтальмологом в соответствии с диагнозом и характером заболевания ребенка;
  • смена вида деятельности на не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
  • особые требования к наглядности.

Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие. Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60-100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

Стимульный материал должен отвечать ряду условий:

  • пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
  • соотношение с реальным цветом объектов;
  • высокий цветовой контраст (80 — 95 %);
  • четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.

Величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом.

Расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 — 33 см, а для слепых детей — в зависимости от остроты остаточного зрения. Размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°

Угловые размеры изображений — в пределах 3 — 35°. Фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета — 0,8- 1,0.

Требования к стимульному материалу и организации диагностической процедуры при обследовании детей с амблиопией и косоглазием следующие:

Детям от 2 до 4 лет с амблиопией и косоглазием при остроте зрения до 0,3 рекомендуется предъявлять изображения в оранжевых, красных и зеленых тонах без оттенков, с высокой цветовой насыщенностью и контрастностью по отношению к предъявляемому фону.

Размер предъявляемых объектов должен быть более 2 см. Предъявлять можно предметы любых форм — как плоскостные, так и объемные.

При этом объемные предметы желательно предъявлять не только для зрительного, но и для осязательного обследования, которое лучше проводить ближе к полудню.

Детям этого же возраста, но с остротой зрения от 0,4 и выше предъявляются разнообразные по цвету тест-объекты с размерами также около 2 см (или меньше). Обследование ребенка можно проводить в любое время дня. Следует помнить, что при сходящемся косоглазии с дальнозоркой рефракцией ребенку нужны очки для близи.

При расходящемся косоглазии и высокой степени миопии также нужны очки для близи, а при миопии средней и слабой степени очки не требуются.

Детям от 5 до 10 лет с амблиопией и косоглазием с визусом до 3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты с размерами более 2 см преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов. Формы объектов обследуются и зрительно, и осязательно. Время проведения эксперимента — утро или вечер.

Детям в том же возрасте с той же остротой зрения, но с центральной и неустойчивой фиксацией, а также с нецентральной и неустойчивой фиксацией предъявляются тест-объекты тех же цветов, размеров и форм. Однако время проведения обследования желательно назначать ближе к полудню.

При обследовании должна учитываться отличительная особенность этой категории детей — трудность локализации взора на определенном объекте.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, монокулярно-артенирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня.

Особенность этой категории детей — трудности конвергенции, релаксации (расслабления). У них возникают трудности и с восприятием объемных предметов, а также изображений переднего и заднего плана.

Для работы со стимульным материалом в процессе обследования детям необходимы очки для близи и упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с той же остротой зрения с центральной устойчивой фиксацией и с монокулярным, моноку- лярно-артенирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование проводится в любое время дня. Рекомендуются очки для близи и упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с визусом от 0,4 до 1 при одновременном бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала сопровождается лишь возрастными противопоказаниями.

Основной принцип адаптации методик по процедуре исследования — увеличение времени экспозиции стимульного материала.

При анализе истории развития ребенка следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе абилитации.

Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук.

Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль.

Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития. Важное значение в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка ее выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения [8].

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения [4].

Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации.

Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения [6].

В последние годы в школьных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало.

Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от педагога-психолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

[5].

В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Заключение

Проведение психологической диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало.

Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от педагога-психолога знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

При обследовании могут быть использованы стандартизированные диагностические методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности детей с нарушениями зрения.

Однако это возможно лишь при наличии условий, позволяющих детям решать эти задания, а именно, при адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушениями зрения. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, т.е. включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие).

Рецензенты:

Сорокоумова Е.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» г. Москва

Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина», г. Нижний Новгород.

Читайте также:  Как эффективно замаскировать носогубные складки с помощью макияжа - подробное объяснение

Библиографическая ссылка

Родин М.В., Дрягалова Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13020 (дата обращения: 09.07.2020). Дети с нарушением зрения (дошкольного возраста, подростки), особенности диагностики

Проблема диагностики межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения в современных исследованиях

Мирошниченко, М. И. Проблема диагностики межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения в современных исследованиях / М. И. Мирошниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 450-452. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39587/ (дата обращения: 09.07.2020).



Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека.

Именно в этом возрасте появляются такие важные личностные новообразования, как первичные этические инстанции (ребенок пытается понять, что хорошо, что плохо), внутренняя позиция (потребность в познании и стремление попасть в мир взрослого), личное сознание (ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой деятельности) и т. д. Все названные нами новообразования могут появиться только в процессе общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Первый опыт отношений ребенка с окружающими людьми оказывает сильное влияние на развитие личности, на его отношение к миру.

В этом возрасте в ходе сюжетно-ролевой игры впервые начинают формироваться и интенсивно развиваться межличностные отношения между детьми. М. И. Лисина писала, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый [3 с. 112]. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, возникающие в процессе взаимодействия.

Межличностные отношения дошкольников со сверстниками развиваются постепенно. Е. О. Смирнова выделяет следующие этапы развития межличностных отношений дошкольников:

− 1 этап. Индифферентно-доброжелательное отношение к другому ребенку. В начале дошкольного периода дети равнодушно относятся к действиям сверстника и его оценке.

В то же время они, как правило, легко решают проблемные ситуации в пользу других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы (правда, их подарки чаще адресованы взрослым, чем сверстнику).

Все это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

− 2 этап. Перелом в отношении к сверстнику. В 4–5 лет картина взаимодействия детей существенно меняется. Возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого ребенка. В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.

− 3 этап. К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход [5, с. 6].

Таким образом, мы видим, что на протяжении дошкольного возраста происходит постепенное развитие межличностных отношений детей. Изменяется также и взаимодействие со сверстником: ровесник, как индивидуальность со своими знаниями и умениями, становится объектом внимания и познания ребенка.

Для того чтобы выявить взаимоотношения между детьми, психологи используют различные методы и методики, которые позволяю оценить взаимодействовать.

Можно выделить такие методы как наблюдение и эксперимент, и такие методики как «Рукавички» Г. А. Цукерман, «Сделаем вместе», «Дорога к дому» и т. д.

Данные методики позволяют оценить межличностные отношения детей в ходе их совместной деятельности.

У дошкольников с нарушениями зрения мы тоже можем видеть, как закладываются межличностные отношения, но все это происходит несколько иначе, чем у детей с нормальным зрением.

Нарушения зренияэто многочисленные отклонения от нормального зрения, зрительные аномалии, которые имеют длительный и, как правило, необратимый характер [1, с. 162].

Нарушения зрения ограничивают взаимодействие ребенка с окружающим миром, в результате при нарушении зрения и слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений.

Л. В. Егорова в своей статье «Общение слепых детей младшего дошкольного возраста» отмечает, взаимоотношения слепых детей 4 года жизни в начале воспитания с большой натяжкой можно было назвать общением.

Это, в лучшем случае, нахождение рядом без всякого проявления интереса к знакомству, в худшем — нежелание соседствовать с кем-либо из детей.

При случайном наталкивании детей в помещении группы друг на друга или легком соприкосновении такие дети начинали плакать и говорили: «Не хочу, чтобы он меня трогал» [2, с. 94].

Таким образом, мы видим, что изначально в дошкольном возрасте межличностные отношения слепых и слабовидящих складываются своеобразно. Отношения оказываются зависимыми от состояния зрения. Слепые дети, в отличие от слабовидящих, оказываются в худшем положении. Так как из-за своего дефекта их активность и мобильность в группе снижена.

Неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений дошкольников оказывают испытываемые трудности детей с нарушениями зрения в социальной перцепции. У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для них характерна ригидность, малоподвижность и стереотипность [4, с. 146].

Очень важно уметь выявлять особенности межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения, для того чтобы правильно построить образовательный процесс. Обычно, такие дети испытывают трудности при контакте со сверстниками, им сложно ориентироваться на партнера по общению, договариваться.

Поэтому нужно правильно подбирать методы и методики, с помощью, которых мы сможем провести диагностику. Методики, которые обычно используют в этих целях, скорее всего, не будут давать результатов, т. к. при их использовании экспериментатор не учитывает особенностей детей с нарушениями зрения.

Для выявления особенностей межличностных отношений в группе с детьми. С нарушениями зрения, так же как и в группе с детьми без нарушений, используют социометрические методики. Проблема состоит в том, что достаточно сложно отобрать и адаптировать методики для диагностики межличностных отношений дошкольников с нарушениями зрения.

Рассмотрим, например, такую социометрическую методику как «Рукавички» Г. А. Цукерман. Для проведения из бумаги подготавливают (вырезают) рукавички с различными не закрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников.

Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

В применении данной методики для изучения межличностных отношений дошкольников возникают некоторые трудности. Для того чтобы провести данную методику у детей с нарушениями зрения, необходимо выполнить ряд условий.

1) Необходимо подобрать правильный стимульный материал. Для детей с нарушениями зрения нужно использовать контрастные насыщенные цвета, пропорциональные изображения, возможно детали, которые дети будут ощущать тактильно (реальные объекты, объемные фигуры, рельефные изображения).

2) Необходимо изменить инструкцию. Нужно конкретизировать инструкцию, возможно, рассказывать ее по этапам. Необходимо при предъявлении инструкции показывать детям пример.

Нужно говорить четко, не торопясь, чтобы дети понимали, что от них требуется; дать время детям все рассмотреть, ощутить тактильно и т. д.

В инструкции нужно акцентировать внимание детей на то, что нужно сделать две одинаковых рукавички, а для этого нужно договориться.

Проведение диагностики межличностных отношений у детей с нарушениями зрения, требует специальных методик, которых, практически нет. Это значит, что исследователю необходимо адаптировать уже имеющиеся методики для детей без нарушений зрения.

Для этого необходимо обратить внимание на подбор стимульного материала для детей, с учетом их особенностей (диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций).

Также для того, чтобы проводить методику с дошкольниками с нарушениями зрения, необходимо изменить инструкцию, сделать ее поэтапной, для того чтобы дети могли лучше ориентироваться в предъявленном задании.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  2. Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного возраста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. — М.: ВЛАДОС, 1981.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009.
  4. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Т. О. Епифанцева. — Ростов на Дону: Феникс, 2007.
  5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: ВЛАДОС, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, межличностное отношение дошкольников, методика, дошкольный возраст, отношение, сверстник, нормальное зрение, эмоциональная вовлеченность, межличностное отношение детей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector