Сестринский уход при пневмонии, как организован процесс?

Сестринский уход при пневмонии - организация процесса

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк. Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение.

В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка. Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

  • Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.
  • Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.
  • Типы острых пневмоний:

Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого.

Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких.

Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности.

Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности.

Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

  1. – Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.
  2. При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.
  3. Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

https://www.youtube.com/watch?v=6HqSwHGZLQw

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету.

При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: – активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: – наблюдение за реакцией ребенка на лечение; – динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; – обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; – консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; – проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений. Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1.

Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Читайте также:  Как ставить горчичники при пневмонии?

Сестринский процесс при пневмонии план ухода, виды вмешательств и помощь

Сестринский уход при пневмонии - организация процесса

Сестринский процесс при пневмонии предполагает организацию ухода за человеком с воспалительными изменениями легочной паренхимы. Он состоит из нескольких этапов, зависящих от степени тяжести болезни.

Особо важен план сестринского ухода за пациентами с крупозной пневмонией. Заболевание поражает оба легких и склонно к быстрому прогрессированию. Время его излечения и скорость развития осложнений значительно зависит от сестринского ухода.

Какие состояния требуют сестринского вмешательства

Сестринское вмешательство необходимо при следующих видах воспаления легкого:

  • Очаговое – участок воспаления размерами меньше 1 см у детей раннего возраста;
  • Очагово-сливное – у детей раннего возраста, где воспалительный процесс захватывает участки легочной ткани;
  • Долевое – воспалительный процесс захватывает целую долю легкого и сопровождается интоксикационными симптомами. Чаще встречается у детей старшего возраста;
  • Интерстициальное – микоплазменная или пневмоцистная пневмония, сопровождающаяся интерстициальным воспалительным процессом с дальнейшим развитием дыхательной недостаточности.

Не осложненную пневмонию можно лечить в амбулаторных условиях у детей старшего возраста на дому. В таком случае предварительно составляется план сестринского ухода: количество и кратность посещения пациента на дому.

Чтобы оказать качественную сестринскую помощь, необходима этапность процедур.

Основные этапы доврачебной коррекции воспалительного процесса

Первый этап доврачебной коррекции воспаления легких – сбор анамнеза. При первичном обращении пациента следует обратить внимание на следующие жалобы:

  1. Повышение температуры с ознобом, влажный или сухой кашель, одышкаа, появление ржавой мокроты, боль в грудной клетке;
  2. Бледная кожа, плохое самочувствие, стонущее дыхание, участие в дыхании мускулатуры.
  • В амбулаторной карте можно обнаружить признаки воспалительного процесса: увеличение лейкоцитов и СОЭ, нейтрофилез, рентгенографические данные об инфильтрации.
  • Второй этап сестринского ухода – анализ состояния.
  • При наличии патологического процесса в легких у пациента появляются вторичные симптомы:
  • Снижение аппетита;
  • Головная боль;
  • Головокружение;
  • Повышение частоты сокращений сердца (тахикардия);
  • Обострение хронических болезней;
  • Недомогание.

Наличие вторичных симптомов корректирует план сестринского вмешательства. При наличии вышеописанных признаков пациента необходимо поместить в стационар.

План ухода в стационаре со стороны среднего медперсонала

План ухода в стационаре должен быть ориентирован на предотвращение осложнений процесса. Медицинская сестра обеспечивает следующие вмешательства:

  • Постельный режим до улучшения общего состояния больного;
  • Организует молочно-растительную диету;
  • Контролирует потребление пациентом жидкости;
  • Обеспечивает прием разжижающих и отхаркивающих средств;
  • Обеспечивает симптоматическую терапию, рекомендованную врачом;
  • Контролирует активное посещение медицинским персоналом больного.
  1. Этап госпитального ухода требует сестринского вмешательства и динамическую оценку состояния здоровья пациента.
  2. На протяжении времени нахождения пациента в стационаре медицинская сестра должна контролировать положение больного в постели, прием лекарственных препаратов и процедур, назначенных врачом.
  3. Если пневмония наблюдается у ребенка, сестринский уход расширяется до следующих процедур:
  1. Обучение малыша правильному дыханию;
  2. Практические занятия с родителями относительно техники вибрационного массажа;
  3. Создание пациенту дренажного положения (с опущенной головой);
  4. Рассказывает о домашнем ведении ребенка после излечения пневмонии: как делать горчичное обертывание, проводить профилактические процедуры;
  5. Проводит беседы о профилактике осложнений.

Этапы при крупозной пневмонии

Крупозная пневмония является серьезным состоянием, требующим постоянной коррекции множества факторов. Сестринский уход при нем является обязательным и незаменимым.

План ведения крупозной пневмонии медицинской сестрой:

  • Обеспечивать контроль над охранительным режимом;
  • Следить, чтобы головной конец кровати был поднят;
  • Проводить постуральный дренаж 2-3 раза в день;
  • Рекомендовать родителям чаще брать малыша на руки;
  • Контролировать процесс питания пациента;
  • Обеспечивать комфортные условия для лечения больного.

При крупозном воспалении легких со стороны сестринского персонала обязательны независимые вмешательства. Они предполагают контроль потребления пациентом фруктов, овощей, углеводов и объема жидкости.

Медсестра должна объяснять родителям, как правильно кормить малыша при пневмонии или проводить профилактические беседы с взрослыми.

План помощи может корректироваться средним персоналом с согласия врача. К примеру, если амбулаторная карта пациента имеет множество заболеваний, рационален перевод из терапевтического отделения в специализированное. Он осуществляется после коррекции острого воспаления.

При переводе больного сестринский уход не прекращается. Персонал контролирует течение крупозной пневмонии до полного ее разрешения (11-14 дней).

Если амбулаторная карта больного не имеет развернутого анамнеза, медицинская сестра должна обратить внимание на необходимость выполнения обязательных исследований: флюорография, прививки.

Доврачебная помощь больному воспалением легких предполагает создание комфортных условий. При необходимости медицинский персонал обеспечивает чистое сменное белье, гигиенические принадлежности.

Перечень процедур при воспалении легких

Сестринская помощь включает ряд зависимых процедур:

  • Обеспечение приема лекарств;
  • Проведение инфузий;
  • Контроль состояния больного после введения инъекций и приема таблеток.

Медицинская сестра может обратить внимание врача на то, что диагноз заболевания изменился. Она может первая заметить специфические симптомы патологии у человека.

В Америке существует даже особое понятие – «сестринский диагноз». Оно закреплено законодательно и означает, что медицинская сестра должна обосновать свои предположения относительно состояния здоровья человека.

Установка сестринского диагноза осуществляется на 2 этапе процесса ведения пациента. Средний медицинский персонал вправе самостоятельно решить, может ли пациент оставаться дома или его необходимо обследовать и показать врачу. Такой подход применяется в США относительно людей, вызывающих скорую помощь.

В нашей стране патологический процесс ведет врач, а средний персонал должен разграничивать норму и патологию.

Оценка эффективности лечения

При правильной организации процесса лечения пневмонии и сестринской помощи, избавление от болезни наступает на 10-14 день. Если заболевание затягивается, очевидно, что нарушена тактика ухода или неправильно подобраны лекарства.

Терапия заболевания – задача врача. Сестринская помощь должна учитывать лишь коррекцию режима питания, физической активности или постельного режима.

Помощь среднего медперсонала ускоряет выздоровление при пневмонии. Без нее сложно обеспечить идеальные условия для комфортного лечения человека. Независимо от того, какой диагноз у человека, сестринский уход необходим!

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский уход при пневмонии - организация процесса

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.
Читайте также:  Симптомы и способы лечения воспаление бронхов

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Сестринский процесс при пневмониях

  1. этап. Сестринское обследование

Медицинскаясестра устанавливает доверительныеот­ношения с пациентом и выясняетжалобы: сухой кашель, • боль в груди придыхании, затруднение при дыхании, жари озноб. Выясняются обстоятельствавозникновения болез­ни (переохлаждение,перенесенный грипп), который деньболезни, какой была температура тела,какими лекарства­ми пользовался. ,

Приосмотре медицинская сестра обращаетвнимание на внешний вид пациента(поверхностное дыхание, одно­стороннийрумянец, участие крыльев носа в дыхании).Измеряет температуру тела (повышенаили лихорадка по­стоянного типа),определяет пальпаторно ЧДД (25-35 в однуминуту), пульс (тахикардия), измеряетАД.

  1. этап. Определение проблем пациента Возможные сестринские диагнозы:

  • нарушение потребности дышать — инспираторная или смешанная одышка вследствие выключения из акта ды­хания доли или участка легкого;
  • боль в груди при дыхании и кашле — свидетельство вовлечения в воспалительный процесс плевры;
  • лихорадка постоянного тица или атипичная;
  • сухой кашель — результат раздражения плевры;
  • влажный кашель — средство удаления мокроты из бронхов.
  1. этап. Планирование сестринских вмешательств

Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
В течение суток одышка значительно уменьшится
  1. Придать пациенту удобное возвышенное положение в сухой постели.
  2. Обеспечить приток ‘свежего воздуха.
  3. Подавать увлажненный кислород (через 2% раствор настоя гидрокарбоната) ло назначению врача каждый час по 5—10 минут.
  4. Наблюдать за общим состоянием пациента, цветом кожных покровов, характером дыхания
Цели сестринских вмешательств План сестринских вмешательств
Через 2—3 часа пациент не будет испытывать боль в фуди при дыхании и кашле
  1. Удобно уложить пациента на больной бок в возвышенном положении (уменьшится ощущение боли).
  2. Обеспечить пациенту полный покой, научив его мышечной релаксации в первые дни болезни.
  3. При снижении температуры тела применить круговые горчичники.
  4. По назначению врача применить анальгетики внутрь или парэнтерально (анальгин, баралгин, трамал и др.) и в первые дни — противокашлевые средства (кодтерпин, либексин)
Температура тела будет постепенно снижаться, не вызывая осложнений
  1. На высоте лихорадки выполнить влажное ОбтиранИе кожи раствором воды с добавлением спйрта, ■ • ■ . холодную примочку на лоб.
  2. Обеспечить проветривание помещения и обнажение пациента.
  3. Наложить пузыри со льдом на проекции крупных сосудов через тканевые прослойки.
  4. Приготовить для внутримышечного введения 2 мл 50% раствора анальгина и i мл 1% раствора димедрола (ввести по незначению врача).
  5. Вводить антибактериальные препараты в строго назначенное врачом время. :
  6. Регулярно измерять АД, следить за пульсом, дыханием пациента, за его внешним видом.
  7. Организовать дробное питание малыми порциями и обильное питье (если назначил врач). ,
  8. Постоянно следить за.психйческим состоянием . пациента — индивидуальный пост (воЗиЮМенпсихоз)
Сухой кашель в течение 3 дней ' перейдет во влажный со Свободным , откашливанием мокроты
  1. Давать пациенту теплое щелочное питье.
  2. По назначению врача осуществить постановку горчичников, подачу противокашлевых средств (бромгеКсин успокаивает кашель и способствует отхождению мокроты — по 4 таблетки (0,004 г)

3—4 раза в день).

  1. При появлении влажного кашля выполнять массаж фудной клетки. . .
  2. Обучить пациента дыхательной гимнастике.
  3. По назначению врача применить Отхаркивающие, муколитики (мукалтин, амброксол, ацетилцисгеин) и бронхолитические (эуфиллин) средства
  1. этап. Реализация плана сестринских вмешательств

  2. этап. Оценка эффективности сестринских вмеша­тельств

Читайте также:  Прививки от пневмонии

Помере реализации сестринских вмешательствмеди­цинская сестра оценивает ихэффективность. Если цель не достигнутав назначенный срок, составляетсядальнейший план сестринских вмешательств.

  • Упациента с астенизацией могут задерживатьсяпро­цессы уменьшения одышки, прекращениякашля. В этом случае медсестра обучаетпациента дыхательной гимнас­тике, идобивается выполнения ее ежедневно 2раза в день
  • Еслипациент не может самостоятельнооткашливать мокроту, медицинская сестрашпателем, обернутым в сал­фетку,смоченную дезсредством, протираетполость рта, удаляя мокроту или пользуетсябаллончиком для отсасы­вания мокроты.
  • Еслиу пациента появляются признаки остройсердеч­но-сосудистой недостаточности(бледность кожи, холодный пот, нитевидныйчастый пульс), медсестра сообщает обэтом врачу и готовит для парентеральноговведения кордиамин, строфантин,преднизолон.

Еслиу пациента нет стула более 48 часов,медсестра планирует постановкуочистительной клизмы. Новые про­блемытребуют нового плана сестринскихвмешательств.

  1. Сестринскийпроцесс при гнойных заболеваниях легких
  2. Кнагноительным заболеваниям легких(инфекцион­ным деструкциям) относятсягнойно-воспалительные за­болевания:бронхоэктатическая болезнь, абсцесс иганг­рена легких.
  3. Бронхоэктатическаяболезнь
  4. Бронхоэктатическаяболезнь (БЭБ) — приобретенное заболеваниес нагноительным процессом в необратимоиз­мененных (расширенных, деформированных)и функ­ционально неполноценныхбронхах. Преимущественная

локализация— в нижних долях легких. Расширенияог­раниченных участков бронхов спреимущественной лока­лизацией внижних отделах называют бронхоэктазами.

Поформе бронхоэктазы могут бытьцилиндрические, мешотчатые* веретенообразные,смешанные, по локализа­ции —односторонние или двусторонние, поэтиологии — врожденными или приобретенными.

Этиология.Основной причиной брбнхоэктазовсчи­таются врожденные и приобретенныенарушений в стенках бронхов. Большоезначение в развитии врожденных бронхо-эктазов имеют аномалии развитиябронхиальной стенки, недостаточностьгладких мышц, эластичной и хрящевойтка­ней бронхов, а также муковисцероз.

Приобретенныеили вторичные бронхоэктазы, как пра­вило,бывают следствием хронического бронхита,в резуль­тате которого мышечная тканьстенки бронха замещает­ся соединительнойтканью, стенка бронха истончается,растягивается, ограниченные участкибронха расширя­ются в виде цилиндров.При хроническом воспалитель­номпроцессе слизистой оболочки расширенныхучастков бронхов происходит скоплениеслизисто-гнойного отделя­емого.Перенесенные в детстве пневмония, грипп,кок­люш, корь увеличивают риск развитиябронхоэктазов.

Инфекционнымагентам принадлежит роль пусковогомеханизма в обострении гнойного процессав уже изме­ненных и расширенныхбронхах. Наиболее часто, выделя­ютсяклебсиелла, стафилококк, синегнойнаялавочка, стрептококк, микоплазма.

Кл и ни ч ес к а я кар тина.Основной жалобой ста­новится кашельс выделением мокроты. Кашель наиболеевыражен в утренние часы с отделениембольшого количе­ства гнойной илислизисто-гнойной мокроты.

Кашельуси­ливается при перемене положениятела, что объясняется натеканиембронхиального, секрета в неповрежденныеуча­стки бронхов, где чувствительностьслизистой оболочки сохранена. Притяжелом течении болезни отделяется0,5— 1 л мокроты и более.

При 'отстаиваниимокрота разделяет­ся на 2 слоя. Узначительного числа больных наблюдаетсякровохарканье. . , ,

Жалобына тупые боли в грудной клетке на вдохе,быструю утомляемость, головные боли,раздражитель­ность. В периоды обостренияотмечается повышение тем­пературытела.

Сразвитием заболевания цвет кожистановится земли­стым, лицо одутловатым,появляются истощение, ногти в виде«часовых стекол», пальцы в виде «барабанныхпало­чек». Последний симптом связываютс интоксикацией и гипоксемией.

Приперкуссии у части пациентов на фонелегочного или коробочного звукаопределяются участки притупле- вия (доотхождения мокроты). При аускультациив пери­од обострения выслушиваетсябольшое количество сухих , и звучныхкрупно- и среднепузырчатых влажныххрипов (часто трескучего характера).После откашливания мок­роты количествохрипов уменьшается.

Вкровивыявляются нейтрофильный лейкоцитоз,уве­личение СОВ.При рентгенологическом-исследовании (бронхография) — характернаякартина: расширенные участки бронхов,заполненные рентгеноконтрастнымве­ществом. Ванализе мокротымного лейкоцитрв. Фибробронхоскопия— выявляется локальный гнойныйэндобронхит.

Припрогрессировании болезни можетразвиваться эм­физема легких,дыхательная недостаточность и легочноедекомпенсированное сердце (легочно-сердечнаянедостаточ­ность).

ОсложненияБЭБ:дыхательная недостаточность; хро­ническоелегочное сердце (гипертрофия и дилатацияпра­вого желудочка); амилоидоз (белковоеперерождение) па­ренхиматозныхорганов; хроническая железодефицитнаяанемия.

Лечение.При консервативном лечении используютантибактериальную терапию и мероприятия,направлен­ные на улучшение дренажнойфункции бронхов.

Влечебный режим включаются ежедневнаядыхатель­ная гимнастика, умеренныефизические нагрузки, отказ от употребленияалкогольных напитков, от курения. Дренажбронхиального дерева осуществляетсяпассивным и актив­ным методом.Пассивныеметоды—постуральный дренаж

иприменение отхаркивающих средств.Постуральный (по­* зиционный) дренажпроводится в строгом соответствии слокализацией бронхоэктазов (рис. 29). •

Активныйметод— применение бронхоскопии с отмы- -ванием и удалением гнойного содержимогоиз просвета брон- , зрв, с введениемантибиотиков, муколитических препара­тов.Эндобронхиальное введение антибиотиковсочетают с днутримышечным. Назначаютотхаркивающие, средства.

Для повышенияреактивности организма назначаютанаболичес- дне гормоны (большие дозы),витамины группы Д, инъек­ции алоэ,метилуроцил, адаптогены (настойкаженьшеня, Злеутерококка, мумие).

В связис потерей бедка с гнойной ■ мокротойпоказано назначение полноценной диеты,богатой ' белками, жирами, витаминами. ■

~Единственным радикальным методомлечения являет­ся удаление пораженногоучастка легкого. Лучшие ре­зультатынаблюдаются при раннем оперативномвмеша­тельстве.

Противопоказаниямик операции являются дву­стороннеедиффузное поражение легких, выраженнаясер­дечная недостаточность. Полноеизлечение наступает у ‘50—80% больных.

Смерть чаще всего наступает от тяже­;ой легочно-сердечной недостаточностиили амилоидоза 'внутренних органов.

,На ранних стадиях болезни целесообразнофизцотера- цевтическое и санаторно-курортноелечение. г. Прогноз зависит от тяжести течениязаболевания, час­тоты обострений,распространенности патологическогопро­цесса и наличии осложнений. ; , г

;Профил акти к а . Первичная профилактика заклю­чаетсяв своевременном и адекватном лечениибронхитов, 'евмоний, особенно у детейпри коре, коклюше, гриппе, хмеет значениесоблюдение техники безопасности напро- каводствах, где работа связана сзагазованностью, запы­ленностью,большой влажностью (пациенты с БЭБперево­дятся на другую работу). ; ■ '

,Важную роль впрофилактикеиграет запрещение куре­ния, закаливание.Вторичная профилактика заключается Йдиспансерном наблюдении за пациентамис назначением Общеукрепляющих средств,иммуцомодуляторов в осенне­зимнийПерИОД. .

ч Абсцесс игангрена легких

Абсцесси гангрена легких — тяжелые нагнетатель­ныезаболевания, которые протекают свыраженной ин­токсикацией,сопровождающейся некрозом легочнойтка­ни с образованием полостей иперифокальным воспалени­ем. Острыйабсцесс в отличие от гангрены имееттенден­цию к ограничению очаганагноения.

Этиология.Часто абсцесс возникает при пневмо­ниях,вызванных стафилококком,, клебсиеллой(палочка Фридлендера), вирусно-бактериальнойассоциацией* часто отмечаемой во времяэпидемии гриппа. Частая причина нагноений— анаэробы, иногда — грибы или простейшие.

Существуетнесколько путей развития нагнетательногопроцесса в легком; постпневмонический,тематогенно-эм- болический, аспирационный,травматический.

Припостпневмоническом пути нагноительногопроцес­са отмечается острый характертечения х возможным ле­гочнымкровотечением.

При гематогенно-эмболическомпути — хронический характертечения,-возможное ослож­нение —напряженный Клапанный пневмоторакс.При ас- пирационном пути клинико-анатомическаяхарактеристи­ка — гангрена, осложнение— лиопневмоторакс.

При трав­матическомпути развития нагноительного процессав ка­честве осложнения возможнасептикопиемия.

Гнойникимогут быть одиночными и множественны­ми.При хронических абсцессах полостьвыполнена гра­нуляциями, выявляютсясклеротический изменения ок­ружающейткани.

При гангрене в легком определяютсяучастки гнилостного поражениягрязно-зеленого цвета, полости не имеютчетких границ.

Участок нагноенияот­граничивается от здоровой легочнойткани своеобразной оболочкой, состоящейиз соединительной ткани.

Классификацияинфекционных деструкций (Н.В. Пу­тов,1998).

Поэтиологии—- в зависимости от вида инфекционноговозбудителя.

.Попатогенезу:1) бронхогенные (в том числе аспира-ционные); 2) гематогенные; 3) травматические.

  • Поклинико-жорфолагичеекай форме:1) абсцессы гной­ные; 2) абсцессыгангренозные; 3) гангрена легкого.
  • ,Пораспространенности:единичные, множественные, односторонние,двусторонние.
  • Потяжести течения:1) легкое течение; 2) течение среднейтяжести; 3) тяжелое течение.
  • Поналичию осложнений:неосложненные; осложненные (легочноекровотечение, бактериемический шок,пио- пневмоторакс, эмпиема плевры,сепсис).

Клиническаякартина. Выделяют три фазы течения: инфильтрация,прорыв гнойника в просвет брон­ха,исход.

Довскрытия абсцесса в бронхгнойный про­цесс, сопровождающийсяскоплением гНойной мокроты в определенномучастке (полости) легкого, являетсяпри­чиной тяжелого состояния больного.

Отмечается подъем температуры тела довысоких цифр (гектичеекая лихо­радка(рис. 28), недомогание, кашель, затрудненноеды­хание, тахикардия. •

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector